Запоздалое открытие

Стихи московской поэтессы Надежды Болтянской (1963–2015) можно отнести к разряду открытий. Так бывает, когда талантливый автор, нисколько не заботившийся о саморекламе при жизни, внезапно уходит от нас. И мы, случайно натыкаясь на его подборки и книги, с изумлением отмечаем приличную технику, пронзительную лиричность, глубокую философию и многое другое. То, из чего и состоят настоящие стихи. И ведь всё это было рядом с нами, человек ещё недавно находился среди нас, дышал, чувствовал, творил; мы читали его! Почему же так происходит, почему поэта по-настоящему начинают ценить после смерти? Наверное, есть в этом некий рок, о котором смутно пишут уже которое столетие.

Но существуют, однако, и прочие факторы. К таковым следует отнести поведение поэта. Часто ведь встречаешься с тем, что поэт становится известен благодаря своим эпатажным выходкам, а также связям, приближённостью к мэтрам и литчиновникам. И вроде имя такого литератора у всех на слуху, а вот о творчестве его почти не говорят, оно вообще не вызывает никакого интереса. Болтянская как раз отличалась тем, что писала стихи, а не занималась самопиаром. В наше время это можно назвать непростительной ошибкой, если, конечно, думать только о кратковременной славе. Но если поэт действительно серьёзно относится к своим стихам, претендует на нечто большее, то всю свою энергию, все имеющиеся в наличии силы он отдаст творчеству. И пусть при жизни его имя не будет широко известно, зато конечный результат может даже превзойти ожидания.

То, что к стихам Надежды Болтянской сейчас повышенное внимание — факт отрадный. Но в то же время его и не назовёшь неожиданным. Это как раз закономерно. Стихи эти действительно стоят того, чтоб их публиковать, переиздавать отдельными книгами и заучивать наизусть. Она была замечательным поэтом, недооценённым, как часто случается с людьми скромными, но что ж теперь поделать. Если действительно существует рок, то должна же быть и справедливость! И эта справедливость в итоге обязательно восторжествует. Вот мы и открываем для себя новое-старое имя, по-иному вчитываемся в знакомые стихи, переосмысливаем творчество поэта, яснее представляем его внутренний мир.

Да, это «повторное» знакомство отдаёт чувством горечи и досады. Становится обидно, что талантливые люди уходят, не получив заслуженного признания, не вкусив и сотой доли той известности, на которую могли бы претендовать по праву. Но поэзия вообще жестокая штука. Кем-то было сказано, что настоящая жизнь поэта начинается лишь после его смерти. И в случае с Болтянской всё происходит именно так. Есть поэт, и есть его стихи. А главная награда для поэта — это, конечно, память о нём. Не медали и дипломы, не загранпоездки и пафосные выступления, не удостоверения и льготы делают человека поэтом, а память людская. А когда живы стихи — жив и их автор.

Игорь ПАНИН
Журнал «День и ночь», №5, 2017 г.