Останутся лишь многоточья…

Надежда Болтянская (1963—2015) — замечательный, недооцененный при жизни поэт. Хотя у нее было немало публикаций в различных литературных изданиях (в газетах и журналах «Гуманитарный фонд», «Сельская молодежь», «Грани», «Кольцо „А“», «Континент» и др.), она выпустила четыре поэтических книжки («В осколках погибающих зеркал», «Пьяная ртуть», «Я — из породы длиннокрылых…», «Когда дрожат простуженные губы»), была членом литературного объединения «Ключ» при журнале «Юность», а также членом ЛИТО «Лига молодых литераторов Москвы», возглавляемого такими поэтами, как Кирилл Ковальджи и Евгений Бунимович. Кроме того, состояла в СП Москвы.
Есть и посмертные публикации: в «Литературной газете» и «Московском литераторе», приложении «Независимой газеты» НГ EXLIBRIS. Также посмертно выпущена родителями автора итоговая книга стихотворений «Я когда-нибудь в синюю даль уйду…».
Мироощущение Надежды Болтянской как поэта со своим собственным, ни на кого не похожим голосом совершенно уникально. Оно все соткано из мучительных парадоксов и обаятельных противоречий, но вместе с тем произрастает из единого гармонического начала, пронизано светлой мудростью, детской непосредственностью и удивительной романтичностью. Именно из этого мироощущения берет начало и интонация ее поэтики, сплетающая печально-радостные ноты в один сильный голос — беззащитный и в то же время жизнестойкий.
Читая насквозь все пять поэтических книг Надежды Болтянской, видно, как лирическая героиня переходит от отчаяния к надежде, от разочарования к очарованности. И эти переходы сопровождает постоянный поиск, мучительный поиск смысла бытия, нащупывание тайны мироздания.
От книги к книге автор ищет некий «стержень созиданья». Нельзя сказать с уверенностью, что находит его, но почти в каждом стихотворении сквозит подспудная уверенность в том, что он существует. Он, этот стержень, — в ощущении красоты, чуда, счастья.
Кстати, понятие счастья — одно из ключевых в поэтике Надежды Болтянской. И она, как человек, мучимый долгой и неизлечимой болезнью, ощущала его гораздо острее, чем обычный, здоровый человек.
В негромких стихах Болтянской, как и в стихах хрестоматийных «тихих лириков», нет «актуальных» тем, она не боролась за мир, не воспевала (и не поносила) власть. Основным лейтмотивом ее поэзии было самопознание. Заглядывая в свою душу, она, казалось, видела весь мир, и оттого лирика ее близка каждому человеку. Дорожная пыль, выпавший снег, залетевший в форточку ветер — все приобретает в стихах особый смысл, передает определенные ощущения, а подчас и оказывается звеном, соединяющим, казалось бы, несоединимое.
Надежда Болтянская не просто продолжала традицию, но и развивала ее, расцвечивала новыми красками. Если «тихие лирики» отталкивались в основном от есенинской традиции, то в поэзии Надежды Болтянской мы можем отчетливо услышать и отзвуки русского символизма. Казалось бы, разные вещи, но в ее поэзии все это переплетается совершенно органично.
Основа творческого метода Болтянской — импрессионизм, соединяющий мгновенную впечатлительность с точно передающей то или иное настроение яркой образностью. Именно поэтому стихотворения Надежды Болтянской не похожи одно на другое, и каждое богато цветами, запахами, звуками. И разумеется — смыслами.
«Настоящее искусство должно быть сердечно и сдержанно», — писал известный критик и поэт «Парижской ноты» Георгий Адамович. Да, это действительно так — сердечно и сдержанно. Данный завет словно выполнила Надежда Болтянская. Стихи ее по-настоящему сердечны, ибо они несут утешение, они способны поддержать павшего духом человека в трудную минуту. В этом заключается почти нечеловеческая сила: когда тебе самой плохо, найти мужество поддержать других людей, тех, кому, быть может, в данный момент еще труднее, чем тебе.
Высшая мудрость — доброта. Высшая смелость — в преодолении страха смерти. Надежда Болтянская обладала и тем, и другим — и добротой, и смелостью.

Анастасия ЕРМАКОВА
Журнал «Нева», №8, 2017 г.