Обращает на себя внимание на портале «Журнального зала» (Надежда Болтянская. Останутся лишь многоточья… // Нева, № 8, 2017 г. Предисловие и подготовка текста А. Ермаковой) посмертная публикация подборки стихотворений Надежды Болтянской – автора, чьё имя стояло в стороне от современного литературного процесса. Скромная жизнь, незамеченная смерть. Предисловие к подборке с символичным названием «Останутся лишь многоточья…» написала Анастасия Ермакова. Это тишайшие стихи, атмосферные, простые и ясные. Кристально чистый образный ряд – вневременной, без примеси актуальности. Авторский голос ровен, без надрыва – так женщина покоряется мужчине, узнавая в нём носителя своей судьбы. Не безропотность, но мудрость и осознание женской власти над ним. Умение властью пользоваться. По структуре стихи Надежды Болтянской можно отнести к самоценной переработке опыта символистов и встраивание этого опыта в систему координат «тихой лирики».
Прости, что не забыла
Твою беду,
Моей беды больней.
Сейчас уже можно говорить о новом витке интереса к «тихой лирике» (Владимир Соколов), прозвучавшей, как противовес эстрадной поэзии (Евгений Евтушенко), во второй трети прошлого столетия, а начиная с девяностых годов снова ушедшей в тень, уступив место эпатажу (асоциальность, темы сексуальных девиаций), речевым играм (Александр Кабанов) и публицистике (Дмитрий Быков). Можно говорить, потому что в литературном пространстве появляются молодые голоса рождённых в период развала советской империи авторов, которые уверенно развиваются в этом направлении, выступая, под стать предшественникам, в качестве того же противовеса — нынешней клубной поэзии, заменившей, в общем-то, эстрадную. Их голоса выделяются даже на фоне гвалта мускулатурной (чрезмерно мастеровитой, но плоской) сетевой поэзии (вконтактные паблики). Безусловно, сегодняшняя «тихая лирика» выглядит иначе, поскольку вбирает в себя приметы времени, не боится востребованных обывателем образных завитушек и вычурных рифм – борется за место под солнцем, но всё же остаётся такой же «тихой», обращённой к человеку, а не к обществу, избегает ролевых забав (автор идентичен лирическому герою) и не касается малопонятных вселенских проблем.
Дмитрий АРТИС
Literratura, 20 сентября 2017 г.