Будет светло и ясно…

Несомненно, Надежда Болтянская — поэт-традиционалист. Автора не слишком интересуют эксперименты с формой, зато интересуют поиски новых смыслов и создание оригинальных образов. Но важно отметить, что и то и другое происходит у Болтянской естественно. Она не ставит себе задачу создать тот или иной образ, он возникает сам собой, ведомый авторской интонацией, гармонично выросший из мироощущения.

А в марте пока еще тает снег,
Беспечно свежи ветра.
Часы, замедляя свой ровный бег,
Отстали еще вчера.

В открытую форточку дует бриз,
И влагой глаза полны.
Весенний закат неказист и сиз,
Как легкий налет волны.

Земле, обреченной вернуться вспять,
Мешает извечный спор.
Давно бы проклятую шубу снять
И влиться в древесный хор.

Банальных образов в стихотворениях Болтянской не найти. Конечно, есть какие-то архетипические моменты, но они общие для всех людей. А если речь идет об образе, то он всегда индивидуален и ярок. Немало у Надежды Болтянской стихотворений предметных, даже сюжетных, но наиболее сильны все же стихи настроенческие, атмосферно убедительные.

Хорошим днем, осенним днем
Бредем по городу вдвоем.

Легки слова, рука в руке,
Шумят машины вдалеке.

Толпе неспешной мерно течь,
Порой звенит чужая речь.

Седеют листья желтизной.
Совсем не хочется домой.

Прохладный вечер, синева,
Почти воздушна голова.

Здесь умело, минимумом художественных средств, создано ощущение неспешной, счастливой прогулки. Стихотворение бесхитростно и прозрачно, в нем нет нагромождения метафор, оно словно вторит шагам идущих, взявшихся за руки людей.
А вот тоже осеннее стихотворение, но совершенно иное по настроению:

И снова писать о гниющей листве,
То тихо, то резко метут тротуары,
Осенние мысли, ночные кошмары,
Тоска, словно ветер в пустой голове…

Несмотря на свою долгую и неизлечимую болезнь, мрачных стихов в книгах автора не так уж и много, хотя они, конечно, есть.

Убежать от себя
И советов житейских не слушать,
Оборвать телефон,
Запереться на связку ключей;
Никого не любя,
Лишь баюкать саднящую душу.
Повторяется сон.
Утром снова проснешься. Зачем?

Если говорить в целом о творческой манере автора, то, пожалуй, наиболее близка Надежде Болтянской манера импрессионизма. Другими словами, для автора важнее всего передать внезапное живое ощущение, вдруг возникшее настроение, а уж потом донести ту или иную мысль, эмоционально связанную с состоянием лирической героини. Отсюда и изысканность формы, и богатство системы образов, и переливы интонационных оттенков. И как следствие — многослойность поэтического контекста.
Мироощущение поэта Надежды Болтянской любопытно прежде всего своей противоречивостью и парадоксальностью. Лирическая героиня предстает то сильной, то беззащитной, то умудренной житейским опытом, то наивной, то совершенно отчаявшейся, то надеющейся на счастливый исход. В стихотворениях Болтянской не найти ни эпатажа, ни истерик, при этом они предельно выразительны.

Слабой свечки мерцанье,
Звон беспомощной льдинки,
Тонких крыльев касанье
Иль разрыв паутинки,

Комариная пленка
Над застывшей водой —
Это лепет ребенка,
Не рожденного мной.

Очень точно и в то же время неожиданно сравнивается «лепет ребенка» с «комариной пленкой над застывшей водой». И интонация: зыбкая, нежная и вместе с тем пронзительно трагическая.
Конечно, как у всякого значительного поэта, у Надежды Болтянской есть стихотворения о смысле жизни и смерти, о смысле всего сущего. Готовых ответов, естественно, нет, зато вопросы поставлены художественно верно, с необходимой долей парадоксальности. Да и не хочется искать ответы, а хочется просто читать и размышлять, благо пищи для этого предостаточно.

Когда я умирала в первый раз,
Мне было страшно. Я не понимала,
Что смерть моя — ячейка мирозданья.
Родившись снова, я отождествляю
Начало и конец. А смерть похожа
На бесконечность, сжавшуюся в точку.
И в точке, словно в маленькой Вселенной,
Я вижу, как подмигивают звезды
Глазами неродившихся котят.

Анастасия ЕРМАКОВА
Журнал «Москва», №11, 2017 г.